Таджики и башкиры: страницы истории

tajbash

Таджики и башкиры далеко живут друг от друга и по историко-племенному происхождению тоже различны. Таджики происходят от арийских племен и разговаривают на языке иранской группы индоевропейской семьи. Башкиры, в свою очередь,  происходят из  крупной ветви древнетюркских племен и разговаривают на языке тюркской группы алтайской семьи.

Оба народа в ходе истории не раз ассимилировались с иными народами-соседями. И много других племен влилось в состав таджиков и башкир. Но сегодня мы расскажем совсем о другом.

По воле судьбы, в конце средневековья часть таджиков оказалась на земле Башкорстана. Несколько исторических материалов, собранные башкирскими друзьями, рассказывают об этом. В них таджики именуются «тезиками», иногда «сартами».

 
1. Сарт-Наурузово

Сарт-Наурузово (Cарт-Науруз) — деревня, основанная сартами — выходцами из Средней Азии. Так называли в Башкортостане таджиков, туркмен и узбеков. Известен и первопоселенец. В показаниях главного старшины Каршинскои волости Шарипа Мрякова в Уфимской провинциальной канцелярии о поборах с башкирского населения говорилось следующее: \»В том же 1741 г. вешнею ж порою Ногайской дороги, Сарцкой волости, деревни Наурузовой служилой тезик (т. е. таджик) Науруз, чей сын не знаю, с сыном Туманчеем взяли у меня двух лошадей — меринов, рыже-пегово да солово-лысого, ценою за 40 руб., которых … отослали … к переводчику Шафею Енадарову\». На Табынской земле он был не первым поселенцем из сартов. Кумрык-табынцы еще в 1717 г. \»припустили в свою вотчину\», расположенную \»в устье р. Инзер, вверх до устья р. Аскын\», служилого тезика Артыка Иманаева, жителя д. Сарт. О местонахождении этой деревни, известной еще в начале XVIII в., сказать что-то определенное трудно. Тем более сарты оседали не только здесь, но и на минской вотчине и на северо-востоке Башкортостана. Но ясно одно, что к этой деревне Науруз отношения не имел, поскольку он был припущен башкирами Курпес-Табынской волости в 1739 г.

Впоследствии сарты, а также и калмыки, проживавшие в XVIII в. в Башкортостане, были ассимилированы коренными жителями. Об этом башкирские депутаты екатерининской Уложенной комиссии Туктамыш Ишбулатов и Бадаргул Юнаев в 1768 г. писали следующее: \»Между нашего тарханского и башкирского народа именуется сартами, калмыками некоторая часть, но все единого с нами магометанскаго закона, которое их название произошло в древние времена, сарты, вышедшие из-за границы самопроизвольно от владений степных народов, а калмыки также в древние времена получены были нашими башкирцами при войнах в малолетстве, которые из давних лет именуются с нами единого звания башкирцами с отличеством, что одни произошли от сарт, а другие — от калмык, по чему как землями и всеми угодьями общее владение имеем и почитаемся все башкирцами, равно же в государственных службах обще и наряду обращаемся без всякого отличества и отделения от башкирцев, просим, чтоб оным сартам и калмыкам, единственное уже звание иметь и именоватца башкирцами, а звание сарт и калмык оставить\».

В 1795 г. V ревизия зафиксировала в деревне Наурузово 30 домов с 152 башкирами, в т. ч. с 80 мужчинами и 72 женщинами. 202 жителя и 37 дворов было в 1816 г. 5 семей полигамные. VIII ревизия 1834 г. показала 245 человек и 47 домов. Многобрачных семей оказалось 7. 40 дворов и 249 башкир было в 1850 г. Все жители — вотчинники. Но с 1860 г. в деревне появились и припущенники. Они были из деревни Тынламас Киргизской волости Ябалаковской тюбы Мензелинского уезда (ныне Актанышский район Татарстана) в числе 46 башкир, 78 тептярей, 10 мишарей. В 1861 г. из д. Тукаево Булярской волости Мушугинской тюбы прибыло 85 тептярей, из д. Усы — 46 тептярей. Из того же уезда из д. Каскиново переехало сюда 3 семьи башкир, из д. Ильтимирево — 7 тептярей, из д. Новоалимово (Киргизская волость, ныне в Актанышском районе Татарстана) — 49 тептярей. В 1870 г. в д. Сарт-Наурузово в 93 дворах проживало 310 мужчин и 273 женщины. При 198 домах было 409 мужчин и 470 женщин в 1920 г. По этническому составу они — тептяри и башкиры.

В конце XVIII в. наурузовцы были \»посредственными хлебопашцами\», в основном занимались скотоводством с выездом на яйляу. Такими оставались они и в начале 40-х годов XIX в., когда на 265 человек было засеяно лишь 64 пуда озимого и 352 пуда ярового хлеба. В этой деревне, как и в Ильчикаеве, сравнительно большое развитие получает рыболовство. Кто-то имел лесопилку. Действовали мечеть и религиозное \»училище\».

Источник: //ufagen.ru/places/karmaskalinskiy/sart-nauruzovo.html

 

2. Сарт-Чишма

Сарт-Чишма (Сарт-Шишмэ) — поселение башкир, вышедших из тех же сартов. (Cарты — выходцы из Средней Азии). В конце XVIII в. в нем числилось 54 башкира при 20 домах и 11 тептярей (4 двора). Рост количества жителей и дворов виден в следующих цифрах: в 1816 г. в 17 дворах 127 жителей, в 1834 г. в 19 домах 126, в 1850 г. в 20 дворах 148 жителей. 150 человек и 31 дом показала X ревизия 1859 г. В 1870 г. зафиксировали 478 человек и 85 дворов. 952 человека и 191 дом числились по переписи 1920 г. До 1860 г. все жители, кроме 18 тептярей, владели земельными угодьями, считаясь вотчинниками. Затем среди жителей преобладают тептяри. Этому способствовал припуск большого количества безземельных башкир и татар, ставших тептярями.

Башкиры деревни занимались главным образом скотоводством. В одной ведомости сказано, что они \»во время лета выходят на кочевку\». В конце XVIII в. они были \»нерадетельны\» к хлебопашеству. Однако к середине следующего столетия чишминцы достигли значительных успехов в земледелии, засевая ежегодно по 9,6 пуда хлеба на каждого жителя (на 129 человек в 1843 г. всего 1240 пудов).

По данным 1870 г. в деревне действовали мечеть и при ней мектебе.

Источник: //ufagen.ru/places/karmaskalinskiy/sart-chishma.html

 

3. Сарт (Сарт-Лобово)

Д. Сарт, впоследствии Сарт-Лобово, при р. Лабау была основана в 1744 г. башкиром Суюндуком Амировым и его родственниками из трех семей д. Уразаево. Их припустили башкиры д. Адзитарово: сотник Исян Аксанов, Суюш и Юсуп Купландиевы, Гаяз Якупов, Мурат Кумаев с условием участия припущенников в уплате казне ясака. Данная договорная запись была утверждена Уфимской провинциальной канцелярией 11 февраля 1759 г. Давние \»выходцы из Бухарин\» сарты, явившиеся предками Суюндука Амирова, были ассимилированы башкирами. Часть припущенников становится тептярями, часть входит в башкирское сословие.

Вначале было 2 деревни: Сарт (в 1816 г. с 14 дворами и 38 мужчинами, имелась мечеть) и Лобово (17-дворная с 49 мужчинами). В 1859 г. в Лобове было 30 дворов с 173 тептярями, в Сарте — 30 дворов с 136 башкирами. Затем деревня называлась Лобово (Сарт) или Сарт (Лобово). В 1895 г. здесь зафиксировали 273, в 1920 г. — 431 башкира.

Жители обеих деревень занимались земледелием и животноводством: в 1843 г. если на 110 башкир Сарта при 20 дворах было засеяно 128 пудов озимого и 632 пуда ярового хлеба (посажено 24 пуда картофеля) и приходилось 79 лошадей, 48 коров, 74 овцы, 47 коз, то в Лобове на 13 дворов со 108 тептярями приходилось 37 лошадей, 26 коров, 58 овец, 70 коз. У первых было 109 ульев, 13 бортей, у вторых 132 улья. Деревни имели по 1 мечети, на всех — 1 мельницу.

Источник: //ufagen.ru/places/iglinskiy/sart-lobovo.html

 

4. Документ

№ 123. 1712 г. августа 29.— Запись купчей башкира Ногайской дороги, Табынской вол. Кучука Савельева таджику той же дороги Сабангулу Игимаметеву на пленного калмыка Бахуна.

Августа в 29 день писана купчая, что продал Ногайской дороги, Табынской волости башкирец Кучюк Савельев тое ж дороги, деревни Сарт тезику Сабангулу Ишмаметеву пленного своего калмыка Бахуна. А взял он, Кучюк, у него, Сабангула, за того своего калмыка 20 руб. денег.

Толмачил Наум Ногайтинов. Свидетели: Андрей Протопопов,. Иван Рагозин, Василей Ногаев.

И за письмо гривна, от записки 6 ден., за излишную страницу 6 ден. взято.

Уфимская приказная изба, д. № 29, Записные книги г. Уфы 1712 г., лл. 41—41 об.

МиБ том 3 стр. 88

Источник: //ufagen.ru/node/30082

 

5. Документ

№ 375. 1796 г. октября 13.— Купчая служилого бухарца Сартской вол. Араслана Юмашева с детьми жене секунд-майора Е. И. Иглиной на землю по р. Уфе.

Лета 1796-го октября в третий на чесять день. Уфимской округи, Сартской волости, команды старшины Мурзакая Абдулхаирова в числе башкирцов жительствующей в деревне Чишме служилой тезик Араслан Юмашев и дети ево Уразгул, Янабай и Гайсар Араслановы, в роде своем не последние, Уфимскаго наместничества в палате гражданскаго суда от крепостных дел дали сию купчую госпоже секунд- майорше Елене Ивановой дочери по муже Иглиной в том, что продали мы, Араслан, Уразгул, Янабай и Гайсар, все со общаго согласия в вечное и потомственное владение жалованную предку нашему служилому тезику бухарцу Аднале Магамалееву землю с угодьями всю без остатку ей, госпоже Иглиной, и наследникам ее, состоящую в Уфимской округе по реке Уфе и по течению речки Черной Шиды на левой стороне по следующим межам и урочищам, а имянно: первая межа, начиная с вершины Черной Шиды речки, итти прямо линиею поперех поля к Большой Сибирской дороге и не доходя до оной, поворотя направо, идучи прямо к дачи господина майора Иглина, проданной ему Кубовской волости башкирцами, оставляя деревню Мрясеву в левой стороне и обходя сказаннаго майора Иглина дачу, итти к Уфе реке и вверьх по Уфе реке подле аремы на край аремы на Татарские Мазары и на черной лес, а с того чернаго лесу на ту Шиду речку, и вверх по оной к вышеписанной вершине; да сенные покосы по сю сторону Уфы реки против Белегезского устья на осокорь, а с той осокори поперег луга к ареме на дуб, а с того дуба вверх по Уфе реке на осокорь на берегу со всеми принадлежащими к той земле угодьями, как то с пашенною землею, сенными покосами, с лесными угодьями и рыбными ловлями. А взяли мы, Араслан, Уразгул, Янабай и Гайсар, за тое землю с угодьями с нее, госпожи Иглиной, денег 150 руб. Напредь же сей купчей она наша земля с угодьи иному никому не продана, не-заложена и ни в какие крепости и зделки не укреплена. А естли кто во оную почему ни есть станет вступаться, то нам, тезикам, и наследникам нашим ее, Иглину, и наследников ее от тех вступщиков очищать и ни до какаго убытка не довесть. А буде неочищением нашим и наследников наших та земля с угодьи отойдет, то должны мы, тезики, и наследники наши те взятые нами деньги и с убытки заплатить ей, Иглиной, и наследникам ее все сполна безотговорочно по ее скаске. И сия купчая ей, Иглиной, впредь в купчую…

Уфимская палата гражданского суда, д. № 1099. Записные книги г. Уфы 1796 г., лл. 28 об.—29.

Материалы по истории БАССР том 5  стр 360

Источник: //ufagen.ru/node/29904

Агар дар матн хатое ёфтед, хоҳиш, онро ҷудо карда, Ctrl+Enter-ро пахш намоед.

Андешаатонро баён кунед

Нишонии email-и Шумо нашр намешавад.

Ёбед:

Барои ҳарфро гузоштан тугмаро пахш кунед.